«Хранители русского слова: Федор Абрамов и Василий Белов».
ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
Филиал «Музей-квартира В.И. Белова»
ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей»
Филиал «Литературно-мемориальный музей Ф.А. Абрамова»
«Хранители русского слова:
Федор Абрамов и Василий Белов»
К 100-летию со дня рождения Ф.А. Абрамова (1920-1983)
Известно, что Федор Абрамов с Василием Беловым познакомился по переписке в далёкие 1960-е годы. Тогда Белов, еще студент, поддержал очерк Абрамова «Вокруг да около», выразил радость за то, что творчество автора очень близко ему по духу. А в 1966 году в письме к критику Игорю Золотусскому Абрамов уже признается: «Большой писатель на Руси идет».
В 1960-70-ее годы Василий Белов был лириком в прозе, с глазами, «налитыми тревогой и болью за все живое на Земле», Федор Абрамов – реалистом, умевшим выворачивать «потроха деревенского бытия», «голую правду жизни». В этот период их дружба быстро переросла из отношений учитель-ученик в дружбу на равных, несмотря на двенадцатилетнюю разницу в возрасте. Абрамов уважал младшего своего товарища, хвалил Белова, защищал, если это было необходимо, на правах старшего. По-простому, по-свойски обращался к нему в письмах...
2020 - год 100-летия со дня рождения Федора Александровича Абрамова (1920-1983). Эта выставка - дань памяти творчеству выдающегося русского советского писателя, публициста, одного из ярчайших представителей "деревенской прозы". Абрамов родился в деревне Веркола Пинежского района Архангельской области, где и закончил свой земной путь. Там же, в Верколе, уже позже, появился Литературно-мемориальный музей его имени. Основу выставки составляют материалы Архангельского краеведческого музея и его филиала - Литературно-мемориального музея Ф.А. Абрамова - письма и фотографии, а также материалы музейной выставки "Созидающее слово художника", созданной к юбилею писателя.
Эта выставка - дань памяти дружбе Василия Белова и Федора Абрамова. Визуальный ряд выставки дополнен материалами из документального фонда Музея-квартиры В.И. Белова, личного архива писателя О.Д. Трушина, автора готовящейся к публикации книги о жизни и творчестве Ф. Абрамова в серии "ЖЗЛ" издательства "Молодая гвардия", а также цитатным рядом из писем Ф. Абрамова и В. Белова, и воспоминаниями современников.
Некоторые из представленных на выставке фотографий публикуются впервые.
Федор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии в многодетной крестьянской семье. С малых лет оставшись без отца, испытал все тяготы и радости крестьянского труда.
Взаимопомощь братьев и сестер Абрамовых, самоотверженное трудолюбие матери и неутомимый крестьянский труд помогли Федору выжить и получить образование.
В 1938 году после окончания с отличием Карпогорской средней школы он был зачислен в один из лучших вузов страны – Ленинградский государственный университет. Поскольку интерес к литературе у него был с самого детства, Абрамов поступает на филологический факультет.
С первых дней Великой Отечественной войны Федор Абрамов уходит добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. Перенес два тяжелых ранения. Блокадную зиму 1941-1942 года провел в ленинградском госпитале и был эвакуирован по льду Ладожского озера на одной из последних машин. После госпиталя вернулся на родную Пинегу, где увидел то, что поразило его и запомнилось на всю оставшуюся жизнь – «бабья, подростковая и стариковская война в тылу», когда голодные, разутые дети, бабы и старики сражались в поле, в лесу, на сплаве.
После победы Федор Абрамов возвращается в университет, поступает в аспирантуру в 1948 году и успешно защищает кандидатскую диссертацию по творчеству Михаила Шолохова, затем работает на кафедре советской литературы ЛГУ (1951–1958) и через несколько лет возглавляет ее.
В 1958 году выходит первый роман писателя «Братья и сестры». Абрамов писал его шесть лет, выкраивая по несколько часов после лекций, работы на кафедре, в долгожданные выходные. В центре романа мысль о единении народа перед общей бедой, о его способности к взаимопомощи и самопожертвованию.
После публикации первого романа Абрамов ушел из университета и целиком посвятил себя литературной работе. За четверть века им были написаны четыре романа, несколько повестей, множество рассказов и статей. В 1975 году за трилогию «Пряслины» Федор Александрович Абрамов был удостоен Государственной премии СССР. Абрамов, первый в советской литературе, проанализировал психологию человека северной русской деревни, в отличие от идиллических текстов писателей-современников, где царила атмосфера всеобщего благополучия.
Большую часть жизни Федор Александрович Абрамов прожил в Ленинграде. Но все его заботы и раздумья были неразрывно связаны с Севером, с родной пинежской землей. В 1974 году Абрамов купил старый дом в самом живописном месте деревни на высоком угоре Верколы. В деревне Пекашино, «прототип» которой – его родное село, разворачивается действие множества его произведений. Делом чести, писательского достоинства он считал сказать в литературе правду о жизни, как ее увидел, понял, пережил в себе. Обо всех проблемах Абрамов писал прямо, не отступая от своего призыва, прозвучавшего еще в 1954 году: писать «только правду – прямую и нелицеприятную».
С Беловым Абрамов познакомился по переписке. Белов, еще будучи студентом Литинститута, поддержал очерк Абрамова «Вокруг да около», за который писателя резко критиковали, в том числе земляки.
В письме от 15 февраля 1963 года Белов сообщает Абрамову, что всей семьей читали «Братьев и сестер». «Моя мать и мои братья и сестры – это Ваши братья и сестры, вологодские крестьяне».
Очерк «Вокруг да около», который так взволновал Белова, был напечатан в журнале «Нева» №1 за 1963 год. В том же номере был опубликован рассказ Белова «Люба-Любушка», на который ученый, преподаватель ЛГУ Федор Абрамов откликается так: «Написан рассказ был тонко, лирично, очень профессионально, но, может быть, несколько традиционно, без выворачивания всех потрохов деревенского бытия, а я тогда превыше всего в литературе ставил «голую» правду жизни».
Сближение писателей началось после 1966 года – после публикации «Привычного дела». Народное признание писательского мастерства В.И. Белова «стёрло» формальные границы прежних статусов (старший-младший, учитель-ученик, начинающий-опытный).
Писатели, как публичные персоны, стали на равных, и это было несколько неожиданно для Федора Абрамова: «Не знаю, под каким названием и под чьим именем войдет в историю литературы 1967 год, а для меня это год «Привычного дела», год Василия Белова. Такого на моем веку, пожалуй, еще не было».
Литературовед, критик Игорь Золотусский: «Кажется, летом 1966 года мне позвонил из Ленинграда Федор Абрамов и сказал: «Найди журнал «Север» и прочти повесть Белова «Привычное дело». Большой писатель на Руси идет».
В музее-квартире В.И. Белова хранится несколько автографов Федора Абрамова на книгах, подаренных Василию Белову. В текстах самых ранних трёх инскриптов так или иначе содержится выражение любви: «с искренней любовью», «с неизменной любовью»: «Василию Белову – другу, любимому писателю. Ф.Абрамов, 29 ноября 1975, Ленинград».
Более поздние сдержанны, спокойны, указывают больше на товарищескую связь, на отношения двух единомышленников. Все больше именно дела объединяют этих людей: «Василию Белову – по-товарищески, по-братски. Ф. Абрамов 4.XII. 1987 г.», «Василию Белову от Федора Абрамова. 14.XII.79 г.».
За время двадцатилетней дружбы, известно, что семья Беловых часто останавливалась в ленинградской квартире Абрамовых, они обсуждали политику, литературоведческие темы.
Писатели дружили семьями, и это отчасти смягчало их периодические дружеские размолвки. Об этом говорят и дарственные надписи на книгах, преподнесенных Белову уже после смерти Абрамова, его супругой Людмилой Владимировной: Инскрипт от Л.В. Крутиковой-Абрамовой: «Дорогому Василию Ивановичу на память о Федоре. 21.VI.90 г.». Или в книге «Жарким летом»: «Дорогой Василий Иванович! Помните о Федоре, напишите воспоминания! 8. XI. 84.».
В воспоминаниях современников не раз отмечено, что Абрамов хвалил Белова, защищал, если это было необходимо, – на правах старшего. По-простому, по-свойски обращались другу к другу в письмах, иногда и с просьбами. В.И. Белов: «Дорогой Федор Александрович, много ты сумел сказать в «Доме». Спасибо. Я почувствовал и кое-какое личное облегчение. Абрамов сделать то, то теперь уже делать не надо, поскольку дело сделано…».
После смерти Абрамова именно Белов пошел к трибуне, ему и по старшинству, и по писательскому и общественному рангу было доверено в этой крепкой общине народных писателей право стоять у трибуны писательского слова. Из книги Владимира Крупина «Море житейское» о похоронах Федора Абрамова: «Человек из обкома не хотел давать выступить Василию Белову. Жена Абрамова, уже вдова, Людмила Владимировна, ворвалась в комнату президиума, где нам повязывали траурные повязки для почетного караула, и во всеуслышание заявила: «Если не дадите слова Белову, я вам прямо у гроба скандал устрою!».
Валентин Распутин: «Не стало Абрамова – и пошел к трибуне Василий Белов и продолжил то, на чем кончил в последний раз Федор Александрович».
В 1987 году в книге «Его сотворенное поле» Валентин Григорьевич передаст однажды случившийся разговор Абрамова и Белова, свидетелем которого он стал: «Нет, брат, хватит шептаться по углам, вслух говорить надо.- Я что - не говорю?! - взрывается опять Белов. - Я что, отмалчиваюсь? - Громче говорить надо. Чтоб вся Россия слышала. - Вот ты завтра подымешься и скажешь за всех нас. - Я скажу. Но за себя ты сам должен говорить. Тебя любят, твое слово понесут. - Я за столом говорю. А на трибуне не умею. Не люблю. - Надо - сумеешь. А сейчас - надо. То, что ты скажешь, никто не скажет.»
Так по «завещанию» Федор Александрович «передал» Василию Белову право продолжать великое дело говорить правду о русской деревне, о великом и многострадальном русском народе.
©2020 Филиал ФГБУК «Кирилло-Белозерский музей-заповедник» Музей-квартира В.И.Белова
©2020 ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей»
©2020 Филиал ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей» - «Литературно-мемориальный музей Ф.А. Абрамова»
©Архив О.Д. Трушина
Official name of the museum:
The Federal State Budgetary Institution of Culture “Kirillo-Belozersky Historical, Architectural and Art Museum-Reserve”
Founded:
In 1924
Museum status:
It was included into the State List of Particularly Valuable Objects of Cultural Heritage of the Peoples of the Russian Federation in 1997.